Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
К концу года дети средней группы могут
Физическое воспитание
-
Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
-
Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
-
Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
-
Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
-
Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
-
Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
-
Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
-
Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
-
Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
-
Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
-
Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
-
Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Ребенок и окружающий мир
-
Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
-
Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
-
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
-
Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).
-
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
-
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
Развитие речи
-
Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
-
Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
-
Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
-
Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
-
Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
-
Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
-
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
-
Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Развитие элементарных математических представлений
-
Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
-
Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
-
Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
-
Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
-
Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
-
Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
-
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
-
Различать левую и правую руки.
-
Определять части суток.
Художественная литература
-
Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
-
С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
-
Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего. С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
-
Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли про изведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок про честь еще раз?».
Художественно-эстетическое воспитание
-
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
-
Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
-
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
-
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
-
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
-
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
-
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
-
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
-
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Конструирование
-
Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
-
Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
-
Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Музыкальное воспитание
-
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
-
Узнавать песни по мелодии.
-
Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
-
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
-
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
-
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
-
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
-
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
-
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Задачи воспитания и обучения
-
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений.
-
Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.
-
Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности.
-
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
-
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы.
-
Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
-
Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
-
Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации.
-
Быть снисходительными к суждениям детей.
-
Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
-
Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.
-
Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
-
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
-
Совершенствовать их собственные трудовые умения.
-
Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.
-
Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
-
Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы.
-
Чаще хвалить детей; объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого.
-
Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
-
Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
-
Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
-
Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественное деятельности.
-
Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации.
-
Учить выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку.
-
В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия.
-
Воспитание культурно-гигиенических навыков
-
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
-
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
-
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
-
Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
-
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Художественная литература
-
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
-
Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
-
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
-
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
-
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
-
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
-
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Программа воспитания и обучения в детском саду “ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой