Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля­ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники на­чинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут ме­няться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимо­действий детей.
     Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису­нок становится предметным и детализированным. Графическое изображе­ние человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.Совершенствуется техническая сторона изоб­разительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
     Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
     Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменения­ми мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация дви­жений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удержива­ют равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
     К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
     Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запомина­ние: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способ­ными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные зада­чи.
     Развивается предвосхищение. На основе пространственного располо­жения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимо­действия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феноме­ны Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», боль­шинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особен­ности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими­тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер­сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива­ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру­гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получа­ет в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость пред­ставляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой дея­тельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развити­ем изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, пла­нированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совер­шенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
 
К концу года дети средней группы могут
Физическое воспитание
  • Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  • Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одно­го пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
  • Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  • Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное ис­ходное положение при метании, метать предметы разными способами пра­вой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
  • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  • Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
  • Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выпол­нять поворот переступанием, подниматься на горку.
  • Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
  • Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
  • Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
  • Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, вырази­тельность, грациозность, пластичность движений.
Ребенок и окружающий мир
  • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
  • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; актив­но участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).
  • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профес­сию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыба­ми и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к жи­вым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
Развитие речи
  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозна­чающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ре­бенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетичес­кие характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
  • Пони­мать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по анало­гии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять пер­вый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложно­сочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сю­жетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания иг­рушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Развитие элементарных математических представлений
  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
  • Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
  • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руки.
  • Определять части суток.
Художественная литература
  • Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
  • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего. Ÿ С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  • Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли про­ изведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок про­ честь еще раз?».
Художественно-эстетическое воспитание
  • Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игру­шки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании 
  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их вы­разительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предме­тов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке 
  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в кол­лективную композицию; использовать все многообразие усвоенных при­емов.
В аппликации 
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал  из прямо­угольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколь­ких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственно­му желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Конструирование 
  • Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
  • Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
  • Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Музыкальное воспитание
  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движе­нием.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчи­вать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятель­но меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального про­изведения.
  • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение па­рами по кругу, кружение по одному и в парах.
  • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, лен­точками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
  • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Задачи воспитания и обучения
  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию орга­низма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений.
  • Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.
  • Развивать самостоятельность и твор­чество в двигательной активности.
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  • Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая зна­комить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы.
  • Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, ве­личина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группиро­вать их по этим признакам.
  • Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
  • Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информа­ции, выходящей за пределы конкретной ситуации.
  • Быть снисходительны­ми к суждениям детей.
  • Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
  • Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.
  • Помогать детям активно уча­ствовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
  • Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значи­мость их труда.
  • Совершенствовать их собственные трудовые умения.
  • Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поруче­ний, понимать значение результатов своего труда для других.
  • Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справед­ливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаго­видный поступок.
  • Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы.
  • Чаще хвалить детей; объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого.
  • Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
  • Развивать умение понимать содержание произведений искусства, вни­мательно слушать музыку, сказку, рассказ.
  • Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественное деятельности.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа в рисун­ке, лепке, игре-драматизации.
  • Учить выразительно читать стихи, петь; кра­сиво двигаться под музыку.
  • В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культу­ры и формировать у них опыт социального взаимодействия.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за сво­им внешним видом.
  • Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом пе­ред едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  • Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
  • При­учать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос но­совым платком.
  • Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понем­ногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столо­выми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Художественная литература
  • Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихо­творения.
  • Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуа­ции, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его ге­роям.
  • Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к про­изведению.
  • Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произ­ведении.
  • Продолжать работу по формированию интереса к книге.
  • Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
  • Объяс­нять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Программа воспитания и обучения в детском саду “ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой