Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации
от 25.11 2022г. № 1028.
ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО, станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в дошкольных учреждениях.
Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования.
1. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников;
2. создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также
3. создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) — это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:
●создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;
●обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;
●создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
●воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Особенности ФОП ДО
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №163» приведена в соответствие с ФОП ДО. Главная особенность документа — он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
Документ рассчитан на воспитания детей разных возрастных групп:
●с рождения до года (младенческий период);
●от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
●от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д. Также в ФОП ДО говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.
У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.
Еще одна особенность программы — воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. В документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.
Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.
Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности. Выпускники ДОУ должны знать, что Россия — это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом.
Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался.
В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.
Для детей подготовительной группы рекомендованы, например, музыкальные произведения: М. Глинка «Детская полька», С. Прокофьев «Марш», В. Моцарт «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», цикл «Времена года» А. Вивальди и др. Для развития слуха и голоса ребенка – исполнение русских народных песен.
В программе также представлен примерный перечень произведений изобразительного искусства. Среди них: «Клубника», «Персики», «Сирень в корзине» П. Кончаловского; «Яблоки на красном фоне» Н.С. Петрова-Водкина, картины Ильи Репина и Исаака Левитана, Караваджо, Барбера и другие.
В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений российского и иностранного производства, в том числе и для семейного просмотра. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.
Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, а также содержит в себе учебно-методические документы:
●федеральную рабочую программу воспитания;
●примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
●федеральный календарный план воспитательной работы.
ЦЕЛЬ ФОП ДО: всестороннее развитие ребенка и его воспитание в период дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовно-нравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях.
ЗАДАЧИ ФОП ДО: обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития)
Согласно ФГОС ДО педагоги используют различные формы реализации Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.
В структуру ФОП ДО входит Федеральная рабочая программа воспитания, в ней описывают задачи и содержание образования по образовательным областям для воспитанников разных возрастов от рождения до 8 лет.
Общая цель воспитания в Учреждении — личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
КРР с обучающимися целевых групп осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых (индивидуальных) занятий.
Выделены условия реализации программы: психолого-педагогические и кадровые.
В структуру ФОП ДО входит и Федеральный календарный план воспитательной работы, который разработан в соответствии с примерным перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
С полным текстом ФОП ДО можно ознакомиться по ссылке:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Написать