Возрастные особенности психического развития детей младшего возраста от 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
К концу года дети 2 младшей группы могут:
Физическое воспитание:
-
Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;
-
выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.
-
Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
-
Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
-
Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
-
Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.
-
Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2—3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
-
Уметь выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.
Ребенок и окружающий мир
-
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
-
Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.
-
Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
-
Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Развитие речи
-
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
-
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
-
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Развитие элементарных математических представлений
-
Группировать предметы по цвету, форме, величине.
-
Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
-
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
-
Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
-
Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
-
Понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —под, верхняя — нижняя (полоска).
Художественная литература
-
Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
-
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
-
Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
-
Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Художественно-эстетическое воспитание
-
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
-
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, заданные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
-
Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
-
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.
-
Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
-
Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Конструирование
-
Знать, называть, использовать детали строительного материала.
-
Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
-
Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
-
Различать части постройки по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).
Музыкальное воспитание
-
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
-
Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
-
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
-
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
-
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др).
Задачи воспитания и обучения
-
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
-
Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку.
-
Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
-
Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.
-
Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы.
-
Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды.
-
Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
-
Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.
-
Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
-
Формировать элементарные математические представления.
-
Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
-
Формировать положительное отношение к труду взрослых.
-
Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
-
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
-
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
-
Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия.
-
Продолжать воспитывать и развивать образ Я. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
-
Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.
-
Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки.
-
Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.
-
Развивать интерес к различным видам игр.
-
Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
-
Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила.
-
В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
-
Воспитание культурно-гигиенических навыков
-
Приучать детей следить за своим внешним видом.
-
Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
-
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Художественная литература
-
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
-
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
-
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
-
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
-
С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
-
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
-
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
-
Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Программа воспитания и обучения в детском саду “ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой